Творчество Э.Т.А. Гофмана: размышления вокруг сказки «Золотой горшок»

изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение
изображение

В «Школе будущего» пос. Б. Исаково в рамках проекта «Живая классика» для учащихся 10 -11 классов состоялся семинар, посвящённый 200–летию со дня выхода сказки Э.-Т.-А. Гофмана «Золотой горшок». Дискуссию по сказке, которую Гофман до конца своих дней будет считать наиболее удачным своим литературным произведением, предваряли показ фильма М. Шемякина на основе повести-сказки и презентация музейной выставки «Иллюстрированная история романтика из Кёнигсберга».
В.П. Покладова, ведущий научный сотрудник областного историко-художественного музей представила выставку, сделав акцент на аспекты творчества великого и разностороннего (композитора, музыканта, журналиста, актёра и пр.) мистификатора. Также внимание присутствующих было обращено на то, что с героями Гофмана происходят самые невообразимые фантастические приключения и злоключения – сказочные принцы и волшебники толкутся между дрезденскими и берлинскими студентами, музыкантами и чиновниками…
Общение плавно перешло в диалог, разговор продолжился обсуждением «волшебной сказки из новейших времён». Учащиеся охотно отвечали на вопросы, размышляли о том, почему в сказке «Золотой горшок» именно этот сосуд предстаёт в качестве символа исполнившегося романтического стремления; в чём причина насмешки автора над юношеским донкихотством Ансельма, с какими превращениями в сказке сталкиваются читатели и что это за чудесная страна Атлантида? И что автор пытался объяснить читателю, сопоставляя творческую жизнь и жизнь прозаическую? Рассуждали также о романтически – восторженном юноше Ансельме, загадочной и доброй Серпентине, Линдгросте–Саламандре, а также о властителях бюргерской повседневности.
Разговор был подведён к основным образам писателя – художник и филистёр. Гофман ненавидел филистёров, поглощенных заботами об умножении своего состояния, они довольны своим земным существованием и живут в самодовольстве и духовной нищете своей. По мнению Гофмана, только искусство является единственной целью и смыслом человеческого бытия, и только в искусстве единственный источник внутренней гармонии.
Сошлись во мнении, что гофмановские волшебники стоят лицом к лицу с реальным миром и ничем от него не защищены, что и сейчас в современном мире не исчезли противоречия между духовной деятельностью и материальной жизнью человека, между его представлениями о себе, и тем, что он есть на самом деле.